Письма из будущего Страничка Алисы Селезнёвой
|
| Как у вас учатся? О> Привет, Алиса! Здравствуй, Олег! О> Спасибо за ответ! О> >Я знаю и в вашем времени мальчика, в семь лет прочитавшего "Вселенную, О> >жизнь, разум" Шкловского (кстати, рекомендую!), и многих взрослых О> >мужчин, с удовольствием читающих "Белоснежку". Только вот они этого О> >стесняются. Такое у вас общество. Ничего, не расстраивайся, всё это О> >пройдёт. О> Я тоже читал эту книжку, правда не в семь лет, но в начальной школе О> (и не скажу, что понял многое, но читать было интересно). Кстати, а О> как вы учитесь? Тек же у вас есть начальные, средние школы, О> университеты? Такие же каникулы? Так же уроки идут? У нас есть детские сады, школы и университеты. В детских садах обучение происходит в форме игры, в школе - в форме дискуссий и практики, в университетах - в форме научной работы. Ещё есть аспирантура, где научная работа ведётся уже самостоятельно, с минимальным участием научных руководителей. Примерно как у вас. О том, как мы учимся в школе, даёт некоторое представление рассказ "Разбитые сердца" (http://alisaselezneva.narod.ru/brokenhearts.htm). Там есть преувеличения и неточности, ну и ладно. Ты разберёшься. Университетская программа рассчитана на пять или шесть лет, но студенты учатся, сколько хотят. Кто не успевает - учится дольше. Из университетов не выгоняют. В крайнем случае могут посоветовать перейти в другой университет, более соответствующий твоим способностям. В университетах шесть обязательных курсов, которые читаются в течение всего периода обучения (скажем, шесть лет). Это философия (включая онтологию, телеологию и гносеологию), метаматематика (которая раньше называлась металингвистикой, ещё раньше - общей теорией систем, а в древности - логикой), физика (вместе с химией), история, социология (вместе с экономикой). Последний предмет - специальность - тот, на котором ты специализируешься. Например, космобиология. Курс метаматематики включает основные разделы высшей математики - анализ (с интегральным и дифференциальным исчислением), высшую алгебру (включая алгебру матриц), теорию множеств, теорию вероятностей с комбинаторикой, топологию, оптимальное управление вместе с математическим программированием и ряд разделов, которые у вас ещё не созданы. Остальные курсы более короткие - по году. Их студент выбирает сам, советуясь с методистами. Каникулы такие же, только интереснее! То на Пенелопе, то на Тихом океане, то в прошлом. О> Еще о книжке Шкловского, раз уж зашла о ней речь. Меня удивило, как О> Шкловский подходит к гипотезам. Если не ошибаюсь, он говорит о О> гипотезе "пульсирующей Вселенной": эта гипотеза предполагает О> "дурную бесконечность", поэтому она несколько ущербна (но очень О> может быть, что это он говорил о теории "тающей" Вселенной). Мне О> просто эта мысль показалась не очень "материалистической". Алиса, а О> как же разные теории о судьбе Вселенной сочетаются с "мировым О> разумом"? Наверно, "пульсирующая" Вселенная логичнее как "место" О> обитание этого разума? Как "место обитания" - наверное... Только вот разум не обитает во Вселенной. Он от неё неотделим. Вселенная насквозь пронизана информацией, а информации без разума не бывает, поскольку тогда некому её принять. В ваше время считали, что для существования информации в животном и машине достаточно существования жизни (Норберт Винер). Нам представляется, что недостаточно. Ведь возникновение жизни и даже сам гомеостаз Вселенной были бы ничтожно маловероятны, если бы их не посредовали информационные процессы, связывающие прошлое и будущее. Короче, Вселенная живая и мыслящая. Мыслит она не сама по себе, а при посредстве нас с тобой и огромного множества других разумных начал. Моя мысль тебе тоже показалась не очень материалистичной? :) А я не вижу здесь никакого противоречия с материализмом. Если задать стрелу времени так, как мы её воспринимаем, то материя (для нас) первична, а Вселенная понемножку оживает. Но ведь можно её, стрелу, не задавать. Это правда можно, потому что будущее уже есть. Что касается пульсации - она основана на предположении о существовании неких сил отталкивания, которые не сводятся к известным вам четырём фундаментальным взаимодействиям. Так вот, не будут обнаружены такие силы. И модель Шкловского (кстати, у него она только одна из возможных) окажется неправильной. Гораздо точнее модель Сахарова (того самого), в которой Вселенная, представляющая собой чёрную дыру, сначала расширяется, потом сжимается в точку, потом снова расширяется... но время в ней течёт всегда в направлении расширения. Эта модель почти правильная, но в ней есть логический изъян: относительно чего время течёт в другую сторону, когда расширение сменяется сжатием? Остаётся только понять, что Вселенная существует между двумя полюсами, соответствующими минимуму и максимуму термодинамической энтропии, а времени вовсе не надо менять направление: его стрела направлена от одного полюса к другому, но никогда другого полюса не достигает. Получается нечто вроде многомерного шара в системе координат Шклярского-Петрова. О> И второй вопрос тоже о разуме :) О> Я недавно прочитал одну книжку в интернете, где рассказывалось об О> антропогенезе и доказывалось, что разум - это то, к чему стремится О> эволюция. Это было для меня неожиданно. Я люблю фантастику О> (Стругацких, Лема, многих других) и я просто не понимал, как можно О> говорить о разуме, разве вообще есть такое понятие, ведь жизнь О> может быть совершенно разнообразна, значит, и ее высшие достижения О> тоже будут разнообразны? Так вот всё это разнообразие, у которого есть одно объединяющее начало - осознание собственного бытия и стремление к познанию своего места и своей функции во Вселенной, - это разнообразие мы в нашем времени называем разумом. А ты? О> Роботы, мыслящие океаны и туманности (или О> не мыслящие - кто их поймет!) и т.п. Но там достаточно логично О> автор доказывает свою мысль. Алиса, извини, уже в школу уходить О> пора, интернет заканчивается, в письме я уже попрощался с тобой, а О> вот вопрос ко всему тому, что написал поставить не могу :(( Вроде О> бы все согласуется с твоими рассказами... О> Ну, пусть будет такой: движение к разуму заключается в том, что О> возрастает уникальность и универсальность каждого индивидуума - как О> же это согласуется с тем, что в конце концов все разумы сольются в О> один? Сольются в том смысле, что будут сообщаться, будут легко и запросто обмениваться информацией, как нейроны одного мозга, будут мыслить сообща. А уникальность и универсальность и в самом деле будут возрастать - вместе с открытостью и взаимопониманием между разными носителями разума. О> Ну сколько я буду писать "И еще вопрос"?! В общем, и еще вопрос, и О> снова - о разуме. Говорят дельфины не глупее людей, а шимпанзе тоже О> имеют разум достаточный для создания культуры, просто она им в О> "жарких странах" не нужна. А у вас животные стали разумными? Многие животные и были разумными. Только вот проявления разума могут быть разными. Вы создали цивилизацию, дельфины - нет. Термиты строят термитники и живут в обществе, а бабочки - не строят. Ну и что? Ты сам пишешь, что разум имеет бесконечное разнообразие форм и проявлений. В этом всё и дело. С дельфинами мы научились общаться (на самом деле скорее они с нами, хотя и наш вклад немаленький), достигнут некоторый прогресс в контактах с шаровыми молниями, а с другими высшими животными, которые тоже разумны, - ещё нет. Очень разное мировосприятие. Трудно понять друг друга. Легче договориться с человеком с Фикса или даже с ушаном, поскольку у них с человечеством схожие пути цивилизации, чем с соседями по собственной планете. О> Спасибо! Пока! Жму тебе руку! О> Олег ака Кышш О> ______________________________________________________________________ Free Mail Service >>>> [здесь был адрес] >>> Всего доброго, Олег! Целую! Алиса PS К антропогенезу: "промежуточное звено", как ты, наверное, уже догадался, никогда не будет найдено. Развитие биосферы аналогично развитию эмбриона высшего животного. Делится себе яйцеклетка... и вдруг она начинает делиться неправильно, на неодинаковые клетки, из которых потом получаются разные ткани. Эти клетки опять делятся на подобные себе... и вдруг - снова неправильное деление. Так же и в эволюции: рожают себе самки питекантропов своих детишек до поры до времени, и вдруг... Причём все вместе, все сразу, в течение нескольких лет! Процесс перехода к новому виду занимает всего несколько поколений. Он подготавливается сложнейшими информационными процессами, протекающими в биологическом виде в целом, и срабатывает, как только возникают подходящие условия. А потом самки питекантропов, как ни в чём не бывало, снова начинают рожать маленьких питекантропов. Замечание координатора от 19.08.2002 г. Постскриптум Алисы вызвал у меня недоумение: какое отношение имеют питекантропы к "промежуточному звену" между человекой и обезьяной? Когда я её об этом спросил, она ответила вот что: "Ты прав, здесь лучше было говорить об австралопитеках и их родственниках. Но Олег биолог. Я думаю, он меня понял. Просто в тот момент, когда я это писала, я думала о Геракле, как потомки его соплеменников шаг за шагом превращаются в человека. Скачкообразный, одномоментный переход к новому виду или роду - это ведь общий закон, он и для австралопитека верен, и для питекантропа. И даже для бабочки или волка. А между Гераклом и человеком разумным (хотя все Homo разумные) протянулась цепочка из восьми биологических видов, некоторые из которых удивительно отличаются от своих предшественников." Дизайн и вёрстка - Д.р. Поля |