Письма из будущего

Страничка Алисы Селезнёвой

Начало Обо мне Интересы и хобби Вопросы и ответы Мои друзья Книги про меня
Интервью моего папы Вы пишете... Слово скептика Мои конкурсы До свидания!

Вторая жизнь проекта

Клуб друзей Алисы

Наш форум

 

 

Начало

Обо мне

Интересы и хобби

Вопросы и ответы

Мои друзья

Книги про меня

Интервью моего папы

Вы пишете...

Слово скептика

Мои конкурсы

До свидания!

Вторая жизнь проекта

Клуб друзей Алисы

Наш форум

 

Как у вас учатся?

 
О> Привет, Алиса!
Здравствуй, Олег!
О> Спасибо за ответ!

О>  >Я знаю и в вашем времени мальчика, в семь лет прочитавшего "Вселенную,
О>  >жизнь, разум" Шкловского (кстати, рекомендую!), и многих взрослых
О>  >мужчин, с удовольствием читающих "Белоснежку". Только вот они этого
О>  >стесняются. Такое у вас общество. Ничего, не расстраивайся, всё это
О>  >пройдёт.
О> Я тоже читал эту книжку, правда не в семь лет, но в начальной школе
О> (и не скажу, что понял многое, но читать было интересно). Кстати, а
О> как вы учитесь? Тек же у вас есть начальные, средние школы,
О> университеты? Такие же каникулы? Так же уроки идут?

У нас есть детские сады, школы и университеты. В детских садах
обучение происходит в форме игры, в школе - в форме дискуссий и
практики, в университетах - в форме научной работы. Ещё есть
аспирантура, где научная работа ведётся уже самостоятельно, с
минимальным участием научных руководителей. Примерно как у вас.

О том, как мы учимся в школе, даёт некоторое представление рассказ
"Разбитые сердца" (http://alisaselezneva.narod.ru/brokenhearts.htm).
Там есть преувеличения и неточности, ну и ладно. Ты разберёшься.

Университетская программа рассчитана на пять или шесть лет, но
студенты учатся, сколько хотят. Кто не успевает - учится дольше. Из
университетов не выгоняют. В крайнем случае могут посоветовать перейти
в другой университет, более соответствующий твоим способностям.

В университетах шесть обязательных курсов, которые читаются в течение
всего периода обучения (скажем, шесть лет). Это философия (включая
онтологию, телеологию и гносеологию), метаматематика (которая раньше
называлась металингвистикой, ещё раньше - общей теорией систем, а в
древности - логикой), физика (вместе с химией), история, социология
(вместе с экономикой). Последний предмет - специальность - тот, на
котором ты специализируешься. Например, космобиология. Курс
метаматематики включает основные разделы высшей математики - анализ (с
интегральным и дифференциальным исчислением), высшую алгебру (включая
алгебру матриц), теорию множеств, теорию вероятностей с
комбинаторикой, топологию, оптимальное управление вместе с
математическим программированием и ряд разделов, которые у вас ещё не
созданы.

Остальные курсы более короткие - по году. Их студент выбирает сам,
советуясь с методистами.

Каникулы такие же, только интереснее! То на Пенелопе, то на Тихом
океане, то в прошлом.

О> Еще о книжке Шкловского, раз уж зашла о ней речь. Меня удивило, как
О> Шкловский подходит к гипотезам. Если не ошибаюсь, он говорит о
О> гипотезе "пульсирующей Вселенной": эта гипотеза предполагает
О> "дурную бесконечность", поэтому она несколько ущербна (но очень
О> может быть, что это он говорил о теории "тающей" Вселенной). Мне
О> просто эта мысль показалась не очень "материалистической". Алиса, а
О> как же разные теории о судьбе Вселенной сочетаются с "мировым
О> разумом"? Наверно, "пульсирующая" Вселенная логичнее как "место"
О> обитание этого разума?
Как "место обитания" - наверное... Только вот разум не обитает во
Вселенной. Он от неё неотделим. Вселенная насквозь пронизана
информацией, а информации без разума не бывает, поскольку тогда некому
её принять. В ваше время считали, что для существования информации в
животном и машине достаточно существования жизни (Норберт Винер). Нам
представляется, что недостаточно. Ведь возникновение жизни и даже сам
гомеостаз Вселенной были бы ничтожно маловероятны, если бы их не
посредовали информационные процессы, связывающие прошлое и будущее.
Короче, Вселенная живая и мыслящая. Мыслит она не сама по себе, а при
посредстве нас с тобой и огромного множества других разумных начал.

Моя мысль тебе тоже показалась не очень материалистичной? :) А я не
вижу здесь никакого противоречия с материализмом. Если задать стрелу
времени так, как мы её воспринимаем, то материя (для нас) первична, а
Вселенная понемножку оживает. Но ведь можно её, стрелу, не задавать.
Это правда можно, потому что будущее уже есть.

Что касается пульсации - она основана на предположении о существовании
неких сил отталкивания, которые не сводятся к известным вам четырём
фундаментальным взаимодействиям. Так вот, не будут обнаружены такие
силы. И модель Шкловского (кстати, у него она только одна из
возможных) окажется неправильной. Гораздо точнее модель Сахарова (того
самого), в которой Вселенная, представляющая собой чёрную дыру,
сначала расширяется, потом сжимается в точку, потом снова
расширяется... но время в ней течёт всегда в направлении расширения.
Эта модель почти правильная, но в ней есть логический изъян:
относительно чего время течёт в другую сторону, когда расширение
сменяется сжатием? Остаётся только понять, что Вселенная существует
между двумя полюсами, соответствующими минимуму и максимуму
термодинамической энтропии, а времени вовсе не надо менять
направление: его стрела направлена от одного полюса к другому, но
никогда другого полюса не достигает. Получается нечто вроде
многомерного шара в системе координат Шклярского-Петрова.

О> И второй вопрос тоже о разуме :)
О> Я недавно прочитал одну книжку в интернете, где рассказывалось об
О> антропогенезе и доказывалось, что разум - это то, к чему стремится
О> эволюция. Это было для меня неожиданно. Я люблю фантастику
О> (Стругацких, Лема, многих других) и я просто не понимал, как можно
О> говорить о разуме, разве вообще есть такое понятие, ведь жизнь
О> может быть совершенно разнообразна, значит, и ее высшие достижения
О> тоже будут разнообразны?
Так вот всё это разнообразие, у которого есть одно объединяющее начало
- осознание собственного бытия и стремление к познанию своего места и
своей функции во Вселенной, - это разнообразие мы в нашем времени
называем разумом. А ты?

О> Роботы, мыслящие океаны и туманности (или
О> не мыслящие - кто их поймет!) и т.п. Но там достаточно логично
О> автор доказывает свою мысль. Алиса, извини, уже в школу уходить
О> пора, интернет заканчивается, в письме я уже попрощался с тобой, а
О> вот вопрос ко всему тому, что написал поставить не могу :(( Вроде
О> бы все согласуется с твоими рассказами...
О> Ну, пусть будет такой: движение к разуму заключается в том, что
О> возрастает уникальность и универсальность каждого индивидуума - как
О> же это согласуется с тем, что в конце концов все разумы сольются в
О> один?
Сольются в том смысле, что будут сообщаться, будут легко и запросто
обмениваться информацией, как нейроны одного мозга, будут мыслить
сообща. А уникальность и универсальность и в самом деле будут
возрастать - вместе с открытостью и взаимопониманием между разными
носителями разума.

О> Ну сколько я буду писать "И еще вопрос"?! В общем, и еще вопрос, и
О> снова - о разуме. Говорят дельфины не глупее людей, а шимпанзе тоже
О> имеют разум достаточный для создания культуры, просто она им в
О> "жарких странах" не нужна. А у вас животные стали разумными?
Многие животные и были разумными. Только вот проявления разума могут
быть разными. Вы создали цивилизацию, дельфины - нет. Термиты строят
термитники и живут в обществе, а бабочки - не строят. Ну и что? Ты сам
пишешь, что разум имеет бесконечное разнообразие форм и проявлений. В
этом всё и дело.

С дельфинами мы научились общаться (на самом деле скорее они с нами,
хотя и наш вклад немаленький), достигнут некоторый прогресс в
контактах с шаровыми молниями, а с другими высшими животными, которые
тоже разумны, - ещё нет. Очень разное мировосприятие. Трудно понять
друг друга. Легче договориться с человеком с Фикса или даже с ушаном,
поскольку у них с человечеством схожие пути цивилизации, чем с
соседями по собственной планете.


О> Спасибо! Пока! Жму тебе руку!
О> Олег ака Кышш
О> ______________________________________________________________________
Free Mail Service >>>> [здесь был адрес] >>>
Всего доброго, Олег!
Целую! Алиса

PS К антропогенезу: "промежуточное звено", как ты, наверное, уже
догадался, никогда не будет найдено. Развитие биосферы аналогично
развитию эмбриона высшего животного. Делится себе яйцеклетка... и
вдруг она начинает делиться неправильно, на неодинаковые клетки, из
которых потом получаются разные ткани. Эти клетки опять делятся на
подобные себе... и вдруг - снова неправильное деление. Так же и в
эволюции: рожают себе самки питекантропов своих детишек до поры до
времени, и вдруг... Причём все вместе, все сразу, в течение нескольких
лет! Процесс перехода к новому виду занимает всего несколько
поколений. Он подготавливается сложнейшими информационными процессами,
протекающими в биологическом виде в целом, и срабатывает, как только
возникают подходящие условия.

А потом самки питекантропов, как ни в чём не бывало, снова начинают
рожать маленьких питекантропов.

Замечание координатора от 19.08.2002 г. Постскриптум Алисы вызвал у меня недоумение: какое отношение имеют питекантропы к "промежуточному звену" между человекой и обезьяной? Когда я её об этом спросил, она ответила вот что: "Ты прав, здесь лучше было говорить об австралопитеках и их родственниках. Но Олег биолог. Я думаю, он меня понял. Просто в тот момент, когда я это писала, я думала о Геракле, как потомки его соплеменников шаг за шагом превращаются в человека. Скачкообразный, одномоментный переход к новому виду или роду - это ведь общий закон, он и для австралопитека верен, и для питекантропа. И даже для бабочки или волка. А между Гераклом и человеком разумным (хотя все Homo разумные) протянулась цепочка из восьми биологических видов, некоторые из которых удивительно отличаются от своих предшественников."


Назад

Дизайн и вёрстка - Д.р. Поля
13 августа 2184 г.
Дополнение от 19.08.2002 - координатор

Hosted by uCoz