Письма из будущего Страничка Алисы Селезнёвой
|
|
Из ненаписанногоКлантао Их долгий и необычный разговор завершился именно здесь. В тени густых зарослей к танцплощадке, недавно под веянием времени переименованной в дискотеку, почти впритык примостилось маленькое кафе с претенциозным названием "Молодежное" - впрочем, из других подобного рода заведений в парке оно действительно выделялось относительно стильным по мерке тех лет оформлением. Мягкая обивка, зеркала, драпировка, светильники... сквозь широко распахнутые двери интерьер, казалось, выплескивался наружу, а для них даже из центра зала мерцание зеркал вбирало в себя часть парка и часть города. В прогоне сегодняшнего вечернего репертуара какого-то казенного ВИА наступила долгожданная пауза, слышно было не только непрестанное дребезжание трамваев при повороте на круг, но даже шелест листьев на поднявшемся ветру. Они были ровесниками на пороге своего тринадцатилетия. Даты их рождения разделял сто один год и три месяца без десяти дней. Мелочь, почти ничто в масштабах Вселенной - масштабах, которые для нее уже не были пугающе огромными, а для него представляли чистую абстракцию, неощутимые в образах ряды цифр, где так легко незаметно ошибиться на пару порядков. На самом же деле между ними стояла глухая, непроницаемая стена. Событиям, выпавшим на ее такую еще короткую жизнь, ее опыту, а главное, всему тому, что таилось, угадывалось на дне бездонного взгляда, в котором сейчас среди выпукло-вогнутой пустоты уютного зала и тишины парка он отчетливо видел себя самого ("как препарат под микроскопом!"), по всей видимости, невозможно было уместиться даже на остающемся столетнем отрезке времени. И он - вечный аутсайдер, изгой в школьных компаниях, к двенадцати годам, похоже, четко сформировавший концепцию своего полусонного существования как жизненную идеологию... А вот вломилась она в размеренный ход его жизни, взорвала его и, как ясно понимал он в накатившем в эти минуты озарении, переломила навсегда. Зачем? Смысла во всей этой истории не наблюдалось решительно никакого. - Алиса, но почему именно я? Распахиваться этим глазам, казалось, было уже некуда. Но... довелось ощутить глубину ее изумления - и мороз пронял до костей, так что даже забытое мороженое в вазочках замедлило процесс своего катастрофического таяния. А может быть, это так долго потянулись секунды. - Ты первый, кто задает такой вопрос. Алиса наконец позволила себе уделить внимание безнадежно растаявшему мороженому. Двое парней лет по семнадцать, примостившись за соседним столиком, громко спорили о чем-то, перебивая друг друга - их резонирующие голоса вырывались наружу, заглушая вновь ожившую музыкой танцплощадку, но уяснить предмет их оживленной дискуссии возможным никак не представлялось; со стороны это больше всего походило на состязание в употребление максимального количества однокоренных ненормативных лексем на единицу речи - причем присутствие девочки лишь подстегивало их спортивный азарт. Олега коробил, как приступ зубной боли, каждый очередной образчик широких возможностей русского словообразования, Алису же потоки грязи обтекали, не оставляя ни единого пятнышка: в ее чистоте, казалось, не было ничего, за что б они могли зацепиться. Рыжий котенок в глубине за стойкой ловил лапкой что-то невидимое, смешно падал спиной со стула и вновь карабкался на него, впиваясь в обшивку и повисая на ней с искаженной гримасой. - Ты меня не так поняла, - он пытался найти оправдание уже не перед ней, не перед этими двумя кусками небосвода, вернее, двумя
целыми, которые затягивало теперь подозрительно серыми нависающими облаками. Доказать самому себе, что ты ни на что не годен, вопреки всем уверениям этих из будущего, которым, дескать, "лучше знать", уйти в ни к чему не обязывающую спячку, которую на склоне лет без зазрения совести сможешь назвать прожитой жизнью - так мол сложилось... нет, в том-то и дело, что уже не сможешь. - Я боюсь не оправдать доверия, подставить вас. Я не отказываюсь, нет... но вы меня, наверное, переоцениваете... Или просто с кем-то путаете. Знаешь, Олежка, чем сложнее сделать выбор, тем более он ценен и весом. И то, что другие ребята не колебались и не рефлектировали, еще не значит, что ты хуже. Полагаю, что и не лучше... просто ты это ты. Смех, давно уже таившийся в уголках ее тонких губ, неожиданно зазвенел так раскатисто и вместе с тем мягко, что даже соседи ненадолго притихли, а затем резко понизили голоса на полтона. - Я его чем-то развеселила... он так заразительно смеялся и так тянулся ко мне... и самой было очень легко и радостно - впервые за все время здесь... Он должен вырасти очень талантливым художником, и по расчетам этих юмористов-временщиков мой образ запечатлится в его памяти, станет глубинным источником вдохновения. И со временем он воплотит его в своих рисунках. "Настоящую" Алису, а не "булычевскую".
Но даже он - понимаешь? - стоит перед выбором. Может и не стать, может и не воплотить. Может быть, растратит заложенное, пойдет по пути наименьшего сопротивления. На самом деле ничего не запрограммировано и не предопределено. - И всё-таки, Алиса, я не понимаю одного - к чему такая сложность. Ну, насчет того, что "в обход". Игорь Всеволодович - "ваш человек в прошлом", писатель, координатор проекта АЛИСА и прочая... Отчего бы не рассказать всё ему? - И все-таки у меня остается вопрос. Сейчас... попробую сформулировать. Хотя даже не знаю, стоит ли его задавать... Это не любопытство, Алиса! Ты сейчас уйдешь, ты поставишь в своем блокноте очередную галочку. Вереница дней, месяцев, лет потянется с нашей встречи как новой точки отсчета. И все эти годы я буду жить надеждой еще раз, хотя бы на несколько минут увидеть твою глаза и твою улыбку, а может быть и подставить тебе свое плечо. Так убей ее сразу, отруби крылья и голову, чтобы и не трепыхалась, чтобы не прожгли насквозь муки разочарования, когда окажется, что я посвятил свою жизнь погоне за иллюзией... а ведь все равно посвящу... все равно до последнего буду надеяться на чудо. Ради чего еще идти в завтрашний день, если не для встречи с тобой? Ее лицо стало вновь необычайно серьезным, но не отчуждающе: взгляд излучал тепло сочувствия и понимания, а вместе с тем - боль от того, что возможности твои не безграничны и при всем желании помочь ничем не удастся. - И ты туда же... В одной моей любимой книжке есть замечательные слова: "Я рассказываю каждому только его историю". Да, иногда это звучит жестоко. Мне и самой кажется, что меня послали с дальним прицелом, что-то скрывают. Какое-то приключение в будущем явно назревает. Мы ведь тоже для кого-то - прошлое. И нас тоже иногда посещают. А потом, ты все забываешь, что нет никаких гарантий моего аварийного катапультирования в начале следующего века именно в вашей ветке истории. В конце концов, это тоже зависит от вас, как и многое другое. Так что если я и виделась с тобой, это никак не гарантирует того, что ты увидишься со мной. Таковы уж парадоксы времени... Ненадолго установилось молчание - оно уже не могло не быть гнетущим. И под его прессом с уст Олега сорвался уже не вопрос, а вопль истерзанной души: - Алиса, в чем твой секрет? Может быть, обаяние твоих неземных глаз - обычный гипноз? и ты просто парализуешь нашу волю, влечешь к себе ради ваших целей, как удав кроликов... хотя нет, сами летим, как насекомые на свет, и сгораем в огне поядающем. Почему в тебя нельзя не влюбиться - и это при всей твоей "крутизне", при том, что рядом с тобой не получится расслабиться до бесхребетности, не получится уйти от себя под прицелом твоего взгляда? Человек ли ты вообще, Алиса? Или... Секунды вновь поползли мучительной тишиной, за которую теперь, однако, хотелось вцепиться мертвой хваткой. Все сказано, время разговоров прошло, наступает пора действовать. Сейчас она встанет и уйдет. И действительно, встала. И ушла. Он оставался в ступоре, даже не разобрал как следует ее прощальных слов - то ли "ну, я пойду", то ли "ну, мне пора" (это еще не было узнаваемой цитатой, заставляющей вздрагивать и озираться). Ожидал или "прощай", или "до свиданья", чтоб хотя бы косвенно получить ответ, - наивный! разве можно переиграть Алису? Добавила еще: "Не провожай, угу?", - как будто он был сейчас в состоянии это сделать... Он вспоминал, как шли они сюда от главной аллеи наискосок, срезая угол, через площадку с газетными витринами вокруг клумбы, где он раньше так любил подолгу бродить, читая свежую прессу, как забавно вздымались под ее ногами ворохи прошлогодних листьев и хвои... ее почему-то обули в какие-то огромные уродливые кроссовки, очевидно, не найдя для ее размера и их времени ничего более подходящего, но даже в них она была сама элегантность... Путь этот он осмелится повторить лишь через десять лет (газетных витрин уже не будет), а тогда... тогда оказалось нелегко просто встать и выйти из кафе, идти одному по гудящим улицам летнего города - нет, не одному, а в лучшем случае половине... То, что навсегда стало твоей частью - и едва ли не большей! - ушло. И тоже навсегда. Свой лимонад Алиса едва пригубила. У него возникло жгучее желание допить его, ощутить на краю стакана ее дыхание, влажность ее губ, впиться в стекло и тянуть в себя приторную влагу с плавающими крошками цитрусовой корки, тянуть медленно, сквозь зубы, оттягивая неминуемое, соединяя еще на мгновения обрывки тонкой нити, связывавшей их сквозь пространство и время. Не допил. Не решился. Потом долго жалел. А спустя три года, когда с телеэкранов вспыхнут голубые глаза, когда будут пустеть улицы, а из каждой ячейки каменных сотов зазвучит одна и та же мелодия и - в абсолютной тишине, разрываемой унисонными сердцебиениями, - тихий, слегка хрипловатый, немного мальчишечий голос; когда миллионы подростков будут засыпать со словами "Алиса... Наташа...", - ему, как и остальным несчастно-избранным (а сколько их на самом деле? десятки, сотни?) эти глаза, этот голос, эта улыбка и жесты скажут гораздо больше... но именно в этой узнаваемости разочаруют своей, как казалось, бесконечной далекостью от первообраза, до которого и оставалось-то всего несколько поколений. Как знать, не будь этой встречи, не пополнил бы и он армию ночующих на коврике под дверью одной московской квартиры... хотя с его флегматичностью до этого коврика еще надо было добраться... Или не приложит. Ведь ничто не предопределено и не запрограммировано. Ecce ancilla Domini... Чьи это слова? кто это сказал? "Я знал одну женщину - она всегда выходила в окно". Впрочем, до этой песни оставалось почти десять лет. Харьков, 1982-1992-2002 Дизайн и вёрстка - координатор |